Российские авиакомпании за 2023-й и начало 2024 года выкупили у своих иностранных лизингодателей 165 самолетов. Об этом пишет РБК на основе открытых данных и данных источников.
Как отмечает издание, выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 300 млрд руб. исчерпан, сообщил источник в кабмине.
Выкупленные самолеты – это около 40% от того импортного парка (примерно 400 воздушных судов), который принадлежал западным лизингодателям и остался в России, несмотря на введенные в 2022 году санкции и требования иностранных лессоров вернуть лайнеры.
Крупнейшая российская авиагруппа «Аэрофлот» урегулировала споры со своими лизингодателями в общей сложности по 93 самолетам. Первая партия за средства ФНБ была урегулирована еще в декабре 2022 года – это десять широкофюзеляжных Boeing 777. Затем в течение года группа оформляла перевод самолетов в российскую собственность еще несколькими траншами: в сентябре – 18 самолетов и пять двигателей, в октябре – 30 самолетов (тремя сделками, крупнейшая – с SMBC Aviation Capital на 17 самолетов), в декабре – 28 самолетов. В пятницу, 16 февраля, «Аэрофлот» завершил урегулирование еще по семи самолетам с двумя группами лизингодателей. «Соглашения по данным сделкам были заключены в конце 2023 года, в 2024-м осуществлено завершение технических этапов», – заявили в компании.
S7 Airlines выкупила 45 самолетов одним траншем в декабре прошлого года, сообщала компания. Тогда же о выкупе объявили и «Уральские авиалинии» (19 воздушных судов семейства Airbus).
Еще восемь среднемагистральных Airbus A319 перевела в российскую собственность дальневосточная авиакомпания «Аврора», сообщил источник, знающий о сделке. Пять из эти судов, ранее зарегистрированных на Бермудах, были исключены из этого реестра в период с октября 2023 года по январь 2024 года. Это означает, что они «освободились» от двойной прописки (теперь зарегистрированы только в России) и могут беспрепятственно летать за границу.
Еще одна частная авиакомпания – чартерная iFly – претендовала на господдержку для выкупа трех своих cамолетов, но деньги ФНБ она не получила, и, по данным источника, выкуп так и не состоялся. Источник также отметил, что Минтранс так и не издал нормативного акта с критериями распределения средств ФНБ на выкуп между разными авиакомпаниями.
Издание подчеркивает, что самолеты выкупались не только за средства ФНБ, но и на деньги самих авиакомпаний.