Источник: АвиаПорт.Ru 27.07.2017
Чем удивил и покорил МАКС-2017
Все самое новое и перспективное показали на МАКСе в Жуковском.
Сверхзвучная премьера
Безусловно, одна из самых интересных новинок – модель высокоскоростного гражданского самолета, созданная специалистами ЦАГИ в рамках международного проекта HEXAFLY-INT.
Этот самолет на водородном топливе должен летать со скоростью свыше 7-8 тыс км/ч. И скажем, расстояние от Москвы до Сиднея он сможет преодолеть за три часа!
Напомним: первым пассажирским авиалайнером в мире, способным набирать гиперзвуковое ускорение, стал наш пассажирский Ту-144. Впервые он вылетел в конце декабря 1968 года. Спустя год лайнер показал способность набрать скорость в две с половиной тысячи километров в час на высоте 11 км. В мире до сих пор нет аналогов пассажирских бортов, которые способны это повторить.
Еще один проект – СДС/СПС представляет новое поколение сверхзвуковых пассажирских авиалайнеров. Специалисты рассчитывают, что трансатлантические перелеты такой самолет сможет делать с крейсерской скоростью не менее 1900 км/ч на расстояния до 8600 км. Причем его салон сделают трансформируемым: из 80-местного он спокойно превратится в 20-местный VIP-класса.
Главная проблема для пассажирской сверхзвуковой авиации – преодоление звукового удара. Так, от Ту-144 он равнялся 100 – 130 Паскалей. Но современные исследования показали: его можно довести до 15 – 20. Более того, совершенно реально снизить громкость звукового удара до 65 децибел, а это эквивалентно шуму большого города. Ученые ЦАГИ предложили облик демонстратора сверхзвукового гражданского самолета будущего. Образец должен показать возможность снижения звукового удара в сверхзвуковом крейсерском полете и шума в районе аэропорта.
МС-21-300 – самый широкий из узкофюзеляжных
Это пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. В Иркутске сейчас полным ходом идут заводские летные испытания. На очереди – сертификационные летные. На МАКСе был показан пилотажный тренажер самолета МС-21-300 и новая модель VIP-версии лайнера.
По оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет понадобится не менее 15 тысяч новых машин именно такого класса. По оценкам экспертов, программа самолета вобрала в себя все лучшее, что у нас есть и что определит облик российского авиастроения на ближайшие десятилетия. В МС-21 заложены уникальные конструктивные решения, с высокой долей композитов – свыше 30%. Новое «черное» крыло существенно улучшает аэродинамику самолета, что, в свою очередь, более чем на 20% снижает расход топлива.
Лайнер обеспечит пассажирам качественно новый уровень комфорта благодаря самому большому в классе узкофюзеляжных самолетов диаметру фюзеляжа. По своим летно-техническим данным и экономичности самолет МС-21 превосходит существующие аналоги. Важный момент: в скором времени МС-21 планируют оснастить новыми отечественными двигателями ПД-14. Их разработка вышла на финишную прямую. До конца года будет завершен последний, сертификационный этап летных испытаний ПД-14. Это первая полностью российская силовая установка для пассажирских лайнеров, созданная в нашей стране за последние десятилетия.
А пока машина оснащена американскими PW1400G-JM. Проводится большая программа по сертификации и отечественного двигателя, и самого самолета. Это заводские наземные и летные испытания в условиях обледенения, при максимально допустимом боковом ветре, в условиях высоких и низких температур, базирования на высокогорных аэродромах и т.д. Базовой версией самолета является МС-21-300 вместимостью 180-200 мест. С 2020 года «Иркут» планирует ежегодно производить по 20 МС-21, с 2023 года – до 70 машин в год.
Ил-114-300 зашел на второй круг
Пассажиры местных воздушных линий с нетерпением ждут самолет Ил-114, который мог бы надежно связать их с Большой землей. Но, как говорят специалисты, изначально самолету не повезло: он появился не в то время. Сегодня проект возрождается на принципиально новой основе: у Ил-114 будет новая авионика, новые двигатели и т.д. Уже согласованы дополнения к техзаданию по разработке цифрового пилотажно-навигационного комплекса, изменения типовой конструкции самолета, порядок сертификации. В настоящее время разрабатываются программы испытаний и сертификационных работ.
Как подчеркивает генеральный директор ГосНИИ гражданской авиации доктор технических наук, профессор Василий Шапкин, вариант Ил-114-300 в современных условиях – это наиболее реальное предложение со стороны авиапрома. В случае успешной реализации этого проекта, в том числе с учетом уменьшения необходимой длины ВПП и снижения стоимости технического обслуживания, самолет будет способен полностью удовлетворить спрос на авиаперевозки до 70 пассажиров.
Т-500 собирается в поля
Самолет Т-500 уже окрестили летающим агрономом. Он разработан прежде всего для проведения авиахимработ. В регионах, где сейчас бушует саранча, он уже очень бы пригодился. Как говорят специалисты, это перспективное воздушное судно может использоваться и для мониторинга окружающей среды, и для обследования промышленных объектов, и для обработки лесов, и т. д.
Т-500 собран полностью из композитных материалов и имеет мощный двигатель. Согласно данным изготовителей, самолет может распылять в два раза больше химических препаратов по сравнению с типовым агрегатом. Известно, что ежегодно будет выпускаться не менее 60 новых самолетов. Предполагается, что уже в первой половине 2018 года Т-500 получит сертификат типа.